распространение   архив выпусков   прайс-лист  



Елена Цой: “Педагогом нужно быть 24 часа в сутки”



Елена Цой: “Педагогом нужно быть 24 часа в сутки”

     - Скажите, кому и что Вы на данный момент преподаете?
     - В ГОУ СПО Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой на отделении “социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество” я преподаю такой предмет как “технология работы с материалами”. Сейчас в колледже есть отделение, на котором выпускают художников декоративно-прикладного искусства. Вот с ними мы как раз создаем декоративно-прикладные работы, в том числе занимаемся росписью по дереву.
     В клубе “Счастливое детство” я работаю с маленькими детьми (от 3 до 10 лет), веду уроки в мастерской юного дизайнера. Там мы тоже занимаемся различными видами декоративно-прикладного искусства. В счастливом детстве проходят и занятия для совсем маленьких детишек, которые приходят вместе с мамами, это возраст где-то от 1 года.
У меня получается очень широкий спектр работы с людьми – от годовалых малышей до совершенно взрослых студентов.

     - Что такое – декоративно-прикладное искусство?
     - Как мы объясняем детям, и это, наверное, самая правильная формулировка – это то, к чему прикладывают руку. В основном это предметы обихода, быта. Если раньше подобными приемами украшали прялки, посуду, повседневные предметы, то сегодня это одно из направлений дизайна. Декоративно – это значит украшать, а прикладное – “то, к чему прикладывают руку”. Сейчас это все более стилизовано. Это не станковая живопись, а различные вазы расписные. тарелочки, досочки… Росписью можно украшать шкафы, полки; можно изготавливать декорированные зеркала.
     В колледже мы со студентамизанимаемся росписью по дереву.

     - А откуда такие знания у Вас, где Вы этому научились?
     - Я училась в детской художественной школе и мне очень повезло – там были замечательные педагоги. Это Ольга Игоревна Неволина и Елена Николаевна Казакова.
     Вот Елена Николаевна и занималась декоративной гуашевой росписью. Мы называли это сызранской росписью. Сама она была художником мииатюр. Есть миниатюры Палеха, Федоскино (они более известны), есть миниатюры села Холуй. Когда Елена Николаевна приехала в Сызрань много лет назад, она стала несколько видоизменять эту традиционную живопись, удешевлять. В оригинальной методике используются очень дорогие краски, и, соответственно, конечные изделия получаются очень дорогими. В реультате темпера была переведена на гуашь, Елена Николаевна разработала специальную технологию наложения этих красок и обучала нас этому в детской художественной школе.

     - Остается ли свободное время, и чем Вы в это свободное время занимаетесь?
     - Когда твоя профессия – педагог, а дело жизни – преподавание, свободного времени практически не остается. С другой работы можно уйти и оставить на пороге все вопросы и проблемы до следующего дня. Здесь так не получается Даже во время отдыха, когда мы собираемся с коллегами или в кругу семьи, обуждаем рабочие моменты, вспоминаем забавные случаи с детьми. Я считаю, что если занимаешься любимым делом, то отдаешь ему не только рабочее, но и все свое время, силы и душу. Педагогом нужно быть 24 часа в сутки. Дети разного возраста это разный подход, разная психология, разные интересы и разные проблемы. Поэтому надо тщательно готовится к каждому занятию, знать, о чем именно ты расскажешь детям, войдя в класс.

     - Что Вас привело к работе с детьми?
     - Скажем так – профессия педагога в государственных учреждениях никогда не была слишком хорошо оплачиваемой, поэтому сказать, что на выбор повлиял финансовый фактор – невозможно. Но как-то так сложилось. Если честно, когда я училась в институте, я вообще не планировала связывать свою жизнь с педагогикой. Хотя в школе всегда была вожатой у младших классов, активно участвовала в школьном самоуправлении. Мне кажется, у меня это получалось. Однако когда случайно (думала, мне эта профессия никогда не пригодится!) попала в институт учиться именно на профессию педагога, предполагала, что использовать ее в будущем я, скорее всего, не буду. Это вполне объяснимо. В молодости все мечтают стать великими художниками или, по крайней мере, великими дизайнерами, профессия педагога молодыми редко рассматривается как хорошая. Там плачут какие-то дети, на них надо тратить нервы. Однако, у меня сейчас такой период в жизни, когда я получаю удовольствие от своей работы. Когда общаешься с детьми (причем, чем младше дети, тем это более отчетливо видно), они помогают тебе самому понять, что в этом мире главное. У детей все просто. У них нет каких-то лишних заморочек, которые придумывают сами себе взрослые, У маленьких, не испорченных обществом человечков, нет каких-то клише, штампов. Мне это очень интересно. Нравится наблюдать и чувствовать, как растет каждый ребенок. Это же целый мир – когда у маленьких детей рождаются новые слова, когда они учат новые песенки. Трехлетний возраст мне кажется самым интересным. В этом возрасте дети сами создают такие замечательные слова! Иногда я хожу и разговариваю этими словами.
     Мне очень нравится взгляд маленьких детей на мир, на отдельные вещи. Они еще не умеют врать. У детей можно и нужно учиться быть счастливыми. Вообще детское счастье – это концепция нашего клуба. Отсюда и название – “Счастливое детство”. Дети должны быть счастливыми, им должно быть весело и интересно, на этом мы и строим наши занятия, чтобы все знания получались ребятами в игровой форме, чтобы процесс обучения приносил им удовольствие. В это время мы и сами учимся быть счастливыми каждый день. Это очень здорово.

     - Расскажите о своей семье
     Я замужем, моей дочке Насте 6 лет. Она у нас тоже рисует. Так получилось, что мы с мужем оба педагоги, и оба – творческие личности, хотя творчество у нас в разном направлении. Александр занимается музыкой. Семейный принцип – не мешать друг другу развиваться, творить, наоборот – поддерживать начинания друг друга. Знаю, что есть семьи, в которых “все делать только вместе” – обязательное условие. Конечно, в семье много общих дел, вопросов, которые нужно решать сообща, но в плане творчества наш принцип – не мешать друг другу. Это – наше семейное счастье, ведь, скорее всего, именно поэтому мы и интересны друг другу не только как составляющие одной семьи, но и как две развивающиеся творческие личности.

 Евгений Недобуга


Вернуться назад