распространение   архив выпусков   прайс-лист  



Татьяна ЖЕЛЕЗНОВА: «Я очень люблю свою работу!»



Татьяна ЖЕЛЕЗНОВА:
«Я очень люблю свою работу!»

Так получилось, что результаты труда Татьяны Железновой – вышивальщицы Вознесенского мужского монастыря – я увидела раньше, чем ее саму. Поначалу мне даже не поверилось, что Плащаница, которую выносят из алтаря на середину храма в праздник Успения Пресвятой Богородицы, сделана здесь же, в обители. Настолько профессионально выполнена эта работа. Нельзя не упомянуть и покровцы, и воздуха, используемые во время служб в алтаре, пелены, облачения священнослужителей, украшенные орнаментами, узорами, многое другое. Все это выполнено с сохранением лучших традиций православного церковного искусства.


Татьяна Николаевна занимается вышивкой 37 лет.
Половину из них – в монастыре.
А начиналось все давным-давно в известном сызранском ателье "Модница". Оно находилось в районе Тяжмаша и пользовалось заслуженной популярностью у здешних дам. Таня – выпускница местного швейно-трикотажного техникума – пришла в ателье портнихой легкого платья. В те времена дефицитом было все, в том числе и одежда. Однако не только поэтому обращались сюда женщины, но и в поисках, как сейчас говорят, эксклюзивных нарядов, изготовленных в единственном экземпляре. Ну, а как можно придать одежде уникальность, украсить ее? Конечно же, роскошной вышивкой!
Татьяне всегда нравилось рисовать. В овладении искусством вышивки она почувствовала возможность более полно реализовать свои творческие возможности. Но где столь редкое дело освоить по-настоящему? А тут в ателье как раз предложили желающим позаниматься у девушки, окончившей куйбышевское училище по этой специальности. Татьяна не сомневалась ни минуты, охотно перенимала азы вышивки. Ну а дальше все зависело только от нее.
– Бывало, придет в ателье модница и говорит: "Хочу, чтобы на платье была такая необычная вышивка, такая... В общем, сама не знаю, какая!" Вот я и сижу весь день, думаю, думаю... А ночью вдруг приснится узор – как фотография цветная высветится – и утром понимаю: это – то, что надо! – вспоминает Татьяна Николаевна.
– А для другой дамы оригинальность вовсе неважна. Главное – чтобы размером покрупнее, "да золота, золота побольше пустите!" У всех ведь вкусы разные.
Шло время, росло мастерство. Железнова освоила разные виды вышивки. Работала и на шелке, и на бархате, и на сетке...
– И не страшно было испортить вещь, Татьяна? – удивляюсь я. – Вдруг бы что не так получилось?
– Даже на задумывалась над этим, – улыбается она. – Никогда не отказывалась ни от какой работы. Наверное, потому, что я ее очень люблю!
А тут жизнь так закрутилась – не хуже кадров старой кинохроники. Ателье закрывались одно за другим. Народ ринулся на рынки за китайским ширпотребом, порой словно в издевку украшенным незатейливо выполненными цветочками или небрежно обработанными фестончиками. И, казалось бы, кому теперь нужно это удивительное творение рук человеческих – индивидуальная вышивка?
Но не зря говорят: на все воля Божия. Она и привела Татьяну в монастырь. А здесь начинать все пришлось с нуля. Сколько было перечитано специальной литературы, пересмотрено картин, снимков, сделано набросков... Татьяна приобрела фотоаппарат. Да и блокнот с карандашом всегда лежали в ее сумочке. Что-то увидела интересное – зарисовала, сфотографировала, а там и на ткань перенесла.
Одним из самых серьезных шагов, сделанных на новом месте работы, Татьяна считает освоение лицевой вышивки. То есть – изображений святых, выполняющихся разноцветными шелками. Это искусство пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Здесь важно соблюсти не только портретное, сюжетное сходство, но и все нюансы цветовых оттенков, чтобы эти вышивки не отличались от старинных.
Своим умением Татьяна щедро делилась с девочками, постигающими азы церковной вышивки сначала в кружке при школе № 7, а затем – в сызранском филиале Детского епархиального образовательного центра.
В монастырской лавке можно приобрести немало вещей, изготовленных руками мастерицы. Это и нарядные рушники для венчания, и милые крестильные комплекты, и печально-строгие погребальные покрывала...
Свои удивительные вышивки Железнова создает на старенькой ручной подольской машинке, переделанной под ножной привод. Беседуя со мной, Татьяна Николаевна ловко направляла белую ткань под иголку. И вот уже распустились нежные розовые цветы по краю распашонки. Скоро эту любовно вышитую крохотную одежку наденут на новорожденную девочку во время крестин. И распашонка непременно будет храниться в чьей-то семье вместе с локоном дочкиных младенческих волос. …
В очередной раз убеждаюсь: в храмах и монастырях случайные люди – те, кто пришел за длинным рублем, не задерживаются. Остаются здесь только те, для кого труд во славу Божию становится смыслом жизни, приносит покой в свою душу и радость окружающим.

Елена ЛЕНКОВА


Вернуться назад