распространение   архив выпусков   прайс-лист  



Шахматный клуб “Гамбит” под руководством Сергея Щербакова



Шахматный клуб “Гамбит” под руководством Сергея Щербакова


Вы хотите научить своего ребенка самостоятельно мыслить, анализировать ошибки и делать выводы? Научите его играть в шахматы! Шахматы – старинная и очень увлекательная игра. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Примером такого подхода к этой игре может служить Сергей Геннадьевич Щербаков – руководитель шахматного клуба “Гамбит”, который действует во Дворце творчество детей и молодежи г. Сызрани.
Сергей Геннадьевич начал свою преподавательскую деятельность во Дворце творчества и молодежи Сызрани  в 1977 году, когда старое здание этого заведения еще располагалось на улице Советской, 34, а сам дворец носил название Дворца творчества пионеров и школьников. Трудно представить, но в то время  шахматный кружок располагался в маленьком кабинете, где стояли три стола. По прошествии времени он перерос в шахматный клуб “Гамбит”, и сейчас – это современный компьютеризованный класс с магнитными досками, где есть все необходимое для того, чтобы маленькие шахматисты как можно интереснее и быстрее постигали азы шахматной науки и совершенствовались в своем мастерстве. За долгое время работы во Дворце творчества детей и молодежи Сергей Геннадьевич добился больших результатов: воспитанники школы шахматного клуба “Гамбит” являются постоянными победителями городских и областных турниров по шахматам, Всероссийских соревнований, сам же клуб под его руководством, можно сказать, востребован на уровне России. Воспитанники клуба сами становятся волонтерами – в школах ведут шахматные кружки.
– Кто научил Вас игре в шахматы?
– Вообще занимаюсь шахматами с 12-ти лет. Учил меня шахматам отец. Именно благодаря ему я полюбил эту игру. А потом постигал многое самостоятельно. Ведь шахматы – это книжный вид спорта. Долго сидел над книгами, анализировал. В 1971 году пришел в спортивный комитет и сказал: “Хочу играть в шахматы!” Тогда меня записали на шахматный турнир, со временем я начал показывать результаты. Потом меня пригласили работать в детскую спортивную школу №3, а потом по приглашению И. Л. Рябовой я стал вести кружок уже во Дворце. Наше объединение шахмат работает при отделе спорта, туризма и краеведения, заведующей которого является М. А. Гундорова.  Хочу заметить, что атмосфера в нашем коллективе замечательная, ко мне очень чутко относятся. Могу смело сказать, что во время своей работы я добился двух целей. Одной из них было привлечь ребят  к игре в шахматы как к способу приятно и с пользой отдохнуть. Вторая цель – воспитать сильных шахматистов. Думаю, что обеих целей я достиг. Шахматная доска – это и белое, и черное. Наши ребята добились как хороших результатов (можно сказать, что они играли в жизни белыми фигурами), но есть и те талантливые люди, которые попали на черные поля шахматной доски, опустившись на дно общества.  Среди наших воспитанников есть доктора и кандидаты наук, очень много врачей, людей интеллектуальных специальностей.
– Как происходит обучение шахматам в Вашем клубе?
– Дело в том, что обучение шахматам должно быть трехступенчатым. Это наиболее эффективная структура. В начальном звене работает моя коллега, Алла Романовна Рафикова, я веду среднее звено. Сейчас мы пригласили гроссмейстера из Тольятти Павла Скачкова. Он занимается с наиболее одаренными шахматистами, которые стали чемпионами области, вышли на первенство России, участвуют в международных турнирах. Вот это система идеальна для обучения игре и  достижения спортивных результатов. Другая моя мечта – проводить областной фестиваль – тоже практически осуществилась. Сейчас  наш  бывший воспитанник Евгений Александрович Серпер является Президентом областной шахматной федерации. Он нам помог в мае этого года провести замечательный турнир, посвященный столетию Михаила Ботвинника – шестого чемпиона мира по шахматам. Е. А. Серпер сейчас провел у нас уже областной турнир. В будущем он станет традиционным.
– Что дают юным  шахматистам занятия в Вашем клубе?
– Сначала расскажу об отрицательном моменте. Если у ребенка слабая нервная система, он начинает сильно нервничать, краснеть, потому что шахматы – соревновательный вид спорта. Шахматы, прежде всего, развивают логику мышления. Ребенок должен предусмотреть, что будет в следующем ходу. Таким образом, развиваются аналитические способности и осуществляется со временем переход от шахматного анализа к бытовому. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, эта игра учит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы.  Шахматы – это еще и общение, и здесь у нас образовался своеобразный интеллектуальный клуб. Мне очень хочется создать такую атмосферу в кружке, чтобы уставший после школы ребенок смог прийти и отдохнуть, поиграть и пошуметь иногда, чтобы дети получали разрядку. Поэтому я чередую теорию, игру  с пятиминутными перерывами. У нас на занятиях ребята шумят. Но я это разрешаю сознательно. Ведь мы – не школа. Дети без доброй шутки, небольшого отдыха просто физически не выдержат длительности занятия.
– Можно ли сразу увидеть способности к шахматам?
– Да. Иногда взглянешь в глаза человеку и понимаешь, что у него есть шахматный слух. Интуитивно понимаешь, что человек чувствует гармонию игры. Такую гармонию нельзя объяснить словами. И действительно, оказывается, что это так. Есть музыкальный слух, а есть шахматный слух. У одних он есть, у других – нет. Я давно заметил, что ребята, имеющие музыкальный слух, зачастую имеют хорошие способности к игре в шахматы. Но эти способности могут проявляться скачкообразно. Ребенок начинает к нам ходить, а потом по каким-то причинам бросает.  И вдруг через какое-то время опять приходит и начинает так играть, что становится чемпионом, кандидатом в мастера.
– Что привлекает детей в этой игре?
– Безусловно, спортивный интерес. Особенно это относится к мальчикам. Жажда борьбы, стремление к лидерству, реализация собственных амбиций – все это  мальчики.  Есть у нас также группа девочек. Для них это менее характерно. Девочки зачастую жалеют соперника, идут на ничью. Для них большую роль играет фактор общения.
– Что Вы стараетесь дать ребятам?
– Прежде всего, доброе отношение ко всему живому, доброту, простые человеческие качества. Я хочу вырастить не шахматиста, а просто хорошего человека. В нашем шахматном клубе стараюсь создать доброжелательную атмосферу.
– Предъявляете ли Вы какие-то требования к ребятам, которые приходят к Вам в клуб?
– Мой принцип такой: я беру детей после восьми лет, т.к. для записи ходов  необходим навык письма. Беру всех, никого не отталкиваю. Проходит время, кто-то уходит в другие секции, а самые заинтересованные игрой остаются.

А.Демидова



Вернуться назад